Корпоративное обучение: руководство для пользователя.
В процессе работы любого HR-отдела рано или поздно возникает необходимость корпоративного обучения, и сразу перед НR-менеджером встает масса вопросов: кто будет обучать, каким образом, как сделать обучение эффективным и приятным одновременно и т.д. Работая на рынке тренинговых услуг Кыргызстана, мы часто слышим похожие вопросы от специалистов по развитию персонала. Назрела необходимость это обсудить глубже.
Итак, первый вопрос: внешний или внутренний тренер?
По нашим наблюдениям у внутреннего обучения есть много преимуществ. Внутренний тренер хорошо знает специфику бизнеса, продуктов, услуг, чувствует и осознает корпоративную культуру, знает персонал и внутренние взаимоотношения между коллегами. Внутренний тренер идеально подходит для обучения новых сотрудников, новых подразделений. Кроме того, если внутренний тренер еще и руководитель какого-либо подразделения, то обучающиеся имеют возможность получить очень глубокие знания по вопросу работы конкретного отдела, перенять его бесценный опыт. Обучение проведенное “своими” силами еще и менее затратное дело, нежели заказное обучение, что тоже в принципе важно.
У внешнего специалиста “взгляд” шире. Он, как правило, обладает более передовыми методиками преподавания, более образован, имеет больший опыт работы с разными людьми и организациями. Кроме того, он еще “не надоел” сотрудникам, и на заказные тренинги идут с интересом. Внешний тренер лучше подходит для ситуаций, когда корпоративное обучение связано с какими-то корпоративными мероприятиями, с выездом. У сотрудников появляется ощущение “праздника”, что обязательно сказывается на мотивации на тренинге и на эмоциональном настрое на корпоративе. Внешнее обучение хорошо идет, когда нужно провести ретрит, повторное обучение. Если отдел продаж проходит пятый тренинг по технике продаж, закажите нового тренера, пусть у них появится иной взгляд на свои навыки, знания и компетенцию.
В любом случае, решать вам, но на наш взгляд, в “продвинутой” организации сочетание внешнего и внутреннего обучения наиболее оптимально.
Второй важный вопрос: какую форму обучения выбрать. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю» — гласит китайская поговорка. Доказано, что человек запоминает 90% того, что делает, видит, слышит и говорит одновременно, и только 20% того, что только слышит. В нашем опыте лучшим форматом обучения мы считаем тренинг. В формате бизнес-тренинга быстро усваивается и отрабатывается навык (например, навык установки контакта с бизнес-партнером в переговорах), участники тренинга не устают, внимание их сконцентрировано из-за постоянного интерактива. Кейсы, видеосъёмка, видеотренинг, ролевые игры – вcё это способно повысить эффективность обучения во много раз.
Эффективного и приятного вам обучения!